3.2.1. Многостороннее регулирование иностранных инвестиций

Первая тенденция заключается в том, что происходит масштабный, форсированный процесс глобализации экономической деятельности. С другой стороны, параллельно наблюдается небывалый рост региональной и субрегиональной интеграции. Другими словами, региональная экономическая интеграция по своему характеру и, по своей сути, глобализационной направленности выходят за рамки интеграционного союза, действующего на уровне того или иного региона. В последних десятилетиях века государства на региональном уровне разработали и приняли серию соглашений, в той или иной мере связанных с вопросами правового регулирования иностранных инвестиций. Подобная практика получила дополнительный импульс на рубеже веков. Например, многие развивающиеся государства участвуют в настоящее время в региональных и субрегиональных инвестиционных договорах. Одним из важных преимуществ выступает то, что они могут также служить средством для усиления потенциала развивающихся стран в отношении иностранных инвестиций путем принятия и реализации взаимовыгодных программ в координации внешней торговли и иностранных инвестиций. На европейском континенте важную роль в этой сфере играет Европейская многосторонняя конвенция о поощрении и защите иностранных инвестиций, а также Конвенция о защите прав инвестора г. Римским договором об учреждении Европейского Экономического Сообщества ЕЭС был провозглашен принцип свободы движения капиталов и предусмотрены меры по устранению препятствий движению капиталов ст.

Регулирование международного движения капитала, Рефераты из Мировая экономика

Главной темой форума стало обсуждение состояния процессов глобализации и влияния на них международных реалий. Оценка возможного эффекта от приостановки глобализационных процессов и, соответственно, его влияния на перераспределение мировых инвестиционных потоков стала основой дискуссий участников мероприятия. Кроме того, в рамках форума обсуждались позитивные и негативные последствия деятельности транснациональных корпораций и их воздействие на экономические процессы.

Были разобраны проблемы ограничения доступа иностранных инвестиций на внутренние рынки, усиления протекционистских мер в политике государств.

Многие аспекты правового регулирования иностранных инвестиций неоднократно 3 См.: Обзоры инвестиционной политики ОЭСР: Российская Федерация. .. инвестиционной деятельности на национальном уровне и в рамках.

Многостороннее регулирование иностранных инвестиций а Послевоенный этап создания международно-правового механизма защиты инвестиций Прежде чем приступить непосредственно к освещению проблем международно-правового регулирования иностранных инвестиций, следует особо подчеркнуть, что первоначальной основой многосторонней международно-правовой практики в сфере регулирования инвестиционных правоотношений было Соглашение о Международном валютном фонде МВФ , вступившее в силу 27 декабря г.

Оно положило начало правовому регулированию международного движения капиталов и международно-правовому сотрудничеству в сфере иностранных инвестиций. Затем в рамках таких международных организаций, как Европейское экономическое сообщество ЕЭС и Организация экономического сотрудничества и развития ОЭСР , был создан определенный механизм регулирования транснационального движения капиталов, что способствовало совершенствованию механизма правового регулирования иностранных инвестиций на многосторонней основе.

Во второй половине в. После распада колониальной системы перед бывшими метрополиями остро встал вопрос об обеспечении гарантий иностранных инвестиций в их бывших колониях, которые продолжали оставаться основными экспортерами капитала. После Второй мировой войны США инициировали программу страхования политических рисков как часть"плана Маршалла" по оказанию иностранной помощи Европе. Тогда же были возобновлены попытки заключения общего многостороннего договора, который включал бы кодекс защиты иностранных инвестиций.

Одной из заметных таких попыток стало принятие Хартии Международной торговой организации, подписанной 24 мая г. Данный международно-правовой документ содержал ряд принципиальных положений, касающихся урегулирования иностранных инвестиций корпорациями, включая положения о контроле ограничительной деловой практики, об обеспечении безопасности, а также о закреплении права государств - реципиентов капитала контролировать условия направления и освоения инвестиций в страну.

Гаванская Хартия далее провозглашала: Гаванская Хартия Международной торговой организации была подписана 24 мая г. Причиной провала данной Хартии стало ее принципиальное положение, согласно которому государства - импортеры капитала имели бы право вмешиваться в выработку условий иностранных инвестиций, а также отсутствие в ней четких и ясных положений о компенсации в случае принудительного изъятия собственности иностранного инвестора.

Проблемы развития международного инвестиционного праватекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции Попов, Евгений Васильевич, кандидата юридических наук Введение. Прямые иностранные инвестиции и международное инвестиционное право.

ПООЩРЕНИЮ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В о деятельности по стимулированию инвестиций в рамках различных программ . законодательстве и нормах, регулирующих ПИИ, и перечням ключевых субъектов, ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ.

Напомню, что мы подали официальную заявку на вступление в эту организацию еще в мае года. Наше сотрудничество с ОЭСР за свою более чем десятилетнюю историю заметно укрепилось. Российские министерства и ведомства на регулярной основе участвуют в качестве наблюдателей в деятельности более чем 20 комитетов и других рабочих органов ОЭСР.

Это в немалой степени способствовало продвижению у нас рыночных реформ, углублению интеграции российской экономики в систему мирового хозяйства. Вместе с тем мы считаем, что полное раскрытие потенциала нашего сотрудничества с ОЭСР станет возможным лишь в случае присоединения России к организации в качестве полноправного члена. Как бы вы определили преимущества членства в ОЭСР?

Объединяющая 30 промышленно развитых стран мира, ОЭСР по праву считается крупнейшим"мозговым центром" мировой экономики, формулирующим"правила игры" в международных экономических отношениях.

Украина присоединилась к Декларации ОЭСР о международных инвестициях

Земля и иностранные инвестиции. Иностранные инвестиции играют большую роль в экономическом развитии любого государства, независимо от уровня его экономического развития — будь то промышленно развитая или наименее развитая страна. Общий поток прямых иностранных инвестиций превосходит мировой объем товаров и услуг. Благодаря этому в условиях функционирования национального и международного рынков инвестиционная деятельность по производству материальных и духовных благ становится главным видом экономических отношений, в которых инвестиции являются товаром производственного назначения и объектом правового регулирования1.

На ее основе был разработан проект конвенции ОЭСР по защите иностранной б)"Великий спор" о роли иностранных инвестиций в рамках ООН.

О реализации Банком России Плана работы по взаимодействию Российской Федерации с Организацией экономического сотрудничества и развития ОЭСР на годы информация за квартал года Консультативная группа ОЭСР по Кодексам по либерализации движения капиталов при Комитете по финансовым рынкам, Комитете по инвестициям и Комитете по страхованию и частным пенсиям п. Банк России предоставил письменные комментарии к предложениям Секретариата ОЭСР по первой фазе пересмотра Кодекса либерализации движения капиталов Кодекса , касающихся уточнений к подходам оценки мер, эквивалентных ограничениям на потоки капитала и подходов к оценке мер, применяемых с макропруденциальными целями, включая нормативы Базеля , учитывающие валюту совершения операции.

Рабочая группа по статистике иностранных инвестиций Комитета по инвестициям п. Банк России продолжает работу по внедрению в практику составления и распространения данных статистики прямых инвестиций современных международных стандартов например, во втором квартале года планируется первая соответствующая шаблону ОЭСР публикация данных по доходам от прямых инвестиций на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Комитет по страхованию и частным пенсиям п. Принято участие в заполнении опросника ОЭСР, в том числе в части предоставления сведений об активах и обязательствах паевых и акционерных инвестиционных фондов за квартал года, а также методологических комментариев по заполнению опросника ОЭСР. Предложения Банка России в отношении указанного законопроекта направлены в Минфин России.

Минэкономразвития России

Сегодня большинство стран активно стимулируют приход иностранных инвестиций с целью создания новых рабочих мест, повышения производительности экономики и улучшения благосостояния общества. Одним из инструментов для упрощения и привлечения инвестиций являются агентства продвижения инвестиций. Организация экономического сотрудничества и развития ОЭСР в Рамочной концепции в области инвестирования г.

В рамках ОЭСР были разработаны кодексы либерализации движения по регулированию иностранных инвестиций (на базе значительного числа.

Прямые иностранные инвестиции оказывают серьезное влияние на экономику России, поскольку их приток способствует развитию реального сектора национальной экономики Зименков, и укреплению ее инновационного потенциала Гусев, Однако в последнее время наблюдается снижение инвестиций. В условиях невысокой транспарентности и низкой эффективности основ регулирования и недостаточно благоприятной деловой среды сложно сказать, какие меры дали бы наибольшую отдачу.

С помощью этого руководства можно провести комплексный анализ и мониторинг российской инвестиционной политики, а также выявить проблемы инвестиционного сотрудничества на региональном уровне. Несколько лет назад аббревиатура ассоциировалась с частной финансовой инициативой , но сегодня эти три буквы во всем мире обозначют флагманский инструмент инвестиционной политики ОЭСР. начали пересматривать и адаптировать к новым вызовам экономики и потребностям как развитых стран, так и развивающихся. Новая версия была опубликована летом г.

Задача — об этом говорится в преамбуле, сформулированной на основе Монтеррейского консенсуса Международной конференции по финансированию развития г. В отражены основные аспекты инвестиционной политики, проанализировав которые государство сможет выявить существующие препятствия для притока прямых иностранных инвестиций в экономику и определить ключевые меры по повышению привлекательности национальной экономики для иностранных инвесторов , Обновленный вариант г.

Предполагается, что, последовательно ответив на эти вопросы, государство сможет выявить сохраняющиеся ограничения в отношении инвестиций и определить меры по их преодолению. Для помощи в решении этих задач ОЭСР в г. В этом документе ОЭСР постаралась предложить заинтересованным государствам возможные ответы на вопросы, заданные в , и разработала инструментарий2 по решению задач, поставленных в .

Инвестируй в Казахстан - 48 член Декларации ОЭСР

Участники Конвенции, подписанной в апреле г. Дальнейшее развитие процесс либерализации получил в рамках созданной в году Организации экономического сотрудничества и развития, членами которой являются 30, в основном, промышленно развитых государств Россия имеет статус наблюдателя. Конвенция об учреждении ОЭСР была подписана 14 декабря г. Основными целями организации являются:

К основным документам ОЭСР, связанным с инвестиционной сферой, и защиту иностранных инвесторов в принимающих странах и.

В современных условиях идет процесс либерализации инвестиционной политики большинства стран, на что влияют, с одной стороны, требования стран-доноров о дальнейшей либерализации и унификации инвестиционного режима, а также расширения круга предоставляемых гарантий и облегчения доступа на национальные рынки. С другой стороны, страны-реципиенты привлекают через проводимую инвестиционную политику дополнительные инвестиции в свою экономику, улучшают свои позиции в конкурентной борьбе за инвестиции.

Из общего объема изменений инвестиционной политики, принятых в странах в период с г. Данные изменения в основном были направлены: Наиболее либеральные инвестиционные режимы предоставляются в промышленно развитых регионах. Максимальная степень либерализации была достигнута в рамках ЕС, где создано и успешно функционирует единое инвестиционное пространство. В развивающихся странах переход к мерам по либерализации инвестиционной политики заметно обозначился с х годов века.

Раньше других он начался в восточной и юго-восточной Азии и в ряде стран Латинской Америки. Результатом политики либерализации и роста объемов международного движения капитала явились разработка и заключение соглашений, гарантирующих необходимый минимум стандартных условий, обеспечивающих нормальный, признанный международным правом инвестиционный режим. После ратификации и вступления в силу таких соглашений, содержащиеся в них правовые нормы становятся частью национальной правовой системы государств, подписавших соответствующие документы.

Более того, во многих странах в частности в России правовые нормы подписанных и ратифицированных международных соглашений приобретают приоритет по сравнению с однотипными нормами национального права. В настоящее время наибольшее распространение получили двухсторонние соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций. Впервые такого рода соглашения начали применяться ещё в е годы ХХ века.

Организация экономического сотрудничества и развития

Международное региональное сотрудничество в сфере правового регулирования иностранных инвестиций 3. Одна из них заключается в том, что происходит масштабный, форсированный процесс глобализации экономической деятельности. Параллельно наблюдается небывалый рост региональной и субрегиональной интеграции - другая тенденция.

В рамках ОЭСР осуществляется регулирование практически всех наиболее . привлечении иностранных инвестиций, реформировании предприятий.

Безусловным лидером в развитии интеграционных процессов в мире является Европейский союз ЕС , членами которого являются 15 западноевропейских стран. Уже в Римском договоре о создании Европейского экономического сообщества ЕЭС , являющегося предшественником ЕС, провозглашалось, что одной из главных целей создания и развития ЕЭС было достижение свободы передвижения товаров, услуг, капиталов и людей. Статья 73 Маастрихтского договора о ЕС, вошедшего в силу в г.

Некоторые положения, облегчающие осуществление иностранных прямых инвестиций, были включены и в конвенцию о создании Европейской ассоциации свободной торговли ЕЛСТ. Это были положения о праве учреждения компаний одних стран на территории других странпартнеров при условии, что значительная часть производства будет реализовываться на рынках стран — членов ЕЛСТ. Предусматривалось также предоставление иностранным инвесторам национального режима.

В результате па страны ЕАСТ были распространены действующие в ЕС положения об обеспечении свободы межстранового движения капиталов. В этих соглашениях предусматривается, что в течение нескопышх лет ассоциированные страны могут ограничивать допуск инвестиций из стран ЕС в некоторые отрас ли экономики, обеспечивающие национальную безопасность временную защиту и поддержку местных отраслей.

Иностранные инвестиции. Учебное пособие

В преддверии саммита г. В нем описываются меры, принятые в семимесячный период с 16 октября г. Меры инвестиционной политики Как отмечается в Докладе, в г.

Если в г. объем прямых иностранных инвестиций из стран ОЭСР в АСЕАН составлял Именно избыточное регулирование создает препятствия как для не имеют возможности защищать свои права в рамках МЦУИС.

Рынок Форекс не имеет определенного места, так как объединяет банки, брокерские компании, корпорации и многие другие структуры разных стран с помощью сети Интернет. Это гарантирует валютному рынку Форекс превосходную ликвидность и круглосуточную работу 5 дней в неделю. Учитывая исторически сложившееся первоочередное внимание ОЭСР к сфере международной миграции капитала и деятельности ТНК, можно предположить, что и от России Организация потребует прежде всего активных усилий по адаптации к уже выработанным ею стандартам.

На практике это будет означать необходимость принятия нашей страной мер по либерализации государственного регулирования притока иностранного капитала. Нормативные документы ОЭСР по международной миграции капитала можно подразделить на две категории. К первой относятся межгосударственные соглашения, имеющие обязательную юридическую силу для стран-участниц. Правда, каких-либо инструментов принуждения к их выполнению штрафов или санкций за несоблюдение в ОЭСР не предусмотрено.

Наоборот, есть важная оговорка, что такие соглашения могут выполняться лишь в той мере, в какой они не вступают в противоречие с национальным законодательством. Ко второй категории можно отнести документы, именуемые декларациями или конвенциями. Де-юре они не накладывают на отдельные страны каких-либо регламентирующих обязательств, но де-факто имеют немалое значение как своего рода рекомендации по внедрению наилучшим образом зарекомендовавшего себя обобщенного опыта национального регулирования иностранных капиталовложений прямых, портфельных и проч.

Речь идет о таких вопросах, как способы улучшения инвестиционного климата, разрешения проблем и конфликтов, связанных с трансграничным перемещением капитала, средства защиты прав инвесторов и акционеров, с одной стороны, и национальных интересов страны-реципиента - с другой. Среди документов первой категории следует прежде всего отметить принятый еще в г. Кодекс либерализации движения капиталов.

Лекция 8 Прямые иностранные инвестиции, их масштабы и влияние на экономику отдельных стран